Краткая биография Морихэя Уэсибы, основателя Айкидо — 2 часть

 

Возвращение в Танабе

 

По возвращении в родную провинцию (1906 г.) сил и энергии у о-сэнсэя было с избытком, и он стал сам себе придумывать изнуряющие тренировки. Уэсиба надолго уходил далеко в горы, стоял под ледяными водопадами, дрался с приливными волнами и ветром на побережье. Он мог с мечом или голыми руками наброситься на древесный ствол и разломать его на куски. Не удивительно, что местные жители стали поговаривать, будто у них в горах завелся агрессивный дух – тэнгу.

 

Тренировки сделали Морихэя Уэсибу еще более крепким, чем прежде. Рассказывают как, например, однажды он отправился на деревенское состязание, где нужно было вымешивать в ступе горячий, как кипяток, рис – кто дольше. О-сэнсэй обошел десятерых сильных деревенских парней, выступавших один за другим, и, в конце концов, сломал пестик. После он еще не раз выигрывал на подобных соревнованиях. Так что, в дальнейшем, стоило ему появиться на сельском празднике, как ему подносили чай и пирожные, а потом вежливо просили отказаться от участия в конкурсах.

 

Отец о-сэнсэя искал способ направить энергию сына в мирное русло. Поэтому Йороки пригласил молодого на тот момент дзюдоиста, г-на Киёичи Такаги (Kiyoichi Takagi, 1894–1972 гг), обучать местную молодежь дзюдо. Такаги преподавал в Танабе два года. Позже он достиг степени 9 дана в Кодокане, а много лет спустя, уже в Токио, посещал додзе о-сэнсэя со своими учениками и перенимал его опыт.

Впрочем, тренировками занятия Морихэя Уэсибы в этот период жизни не ограничивались. Он почувствовал вкус к общественной деятельности. Дело в том, что японское правительство в это время стремилось сократить число синтоистских святилищ. Согласно новому закону, каждому поселению было вполне достаточно одной святыни, остальные территории отдавались под лесное хозяйство. Жители Танабе были очень религиозны, так что в округе поднялось движение протеста, которое возглавил Минаката Кумагусу (Minakata Kumagusu, 1867 – 1941 гг).

 

Минаката был очень интересным человеком: натуралист, путешественник, первый японец, поступивший в Мичиганский сельскохозяйственный университет. В Танабе Минаката вел богемный образ жизни, одновременно собирая образцы слизневых грибов и образцы народного фольклора. Когда зашла речь об уничтожении святилищ, эксцентричного Минакату это возмутило и как защитника окружающей среды, и как сторонника традиций. О- сэнсэй был правой рукой Минакаты в его борьбе. Морихэю Уэсибе претило желание людей нажиться на горе местных религиозных общин. В конечном итоге, петиции, статьи в зарубежных и местных газетах, переговоры с администрацией префектуры, принесли свои плоды. В Танабе было разрушено лишь шесть святилищ – куда меньше, чем в других регионах.

 

1911 г. Рождение первого ребенка Морихэя Уэсибы, дочери Матсуко.

 

Король Ширатаки

 

В 1912 году Морихэй Уэсиба по призыву правительства осваивать незаселенные земли переехал на остров Хоккайдо. Он возглавил группу из приблизительно 60 земляков, многие из которых были ветеранами русско-японской войны, и также как и Уэсиба, искали дело достойное своих способностей.

 

Поселенцы обосновались в поселке Ширатаки. Сегодня эта деревня поглощена городом Энгару, а те времена местность была практически необжита и деревней могла называться только условно. Сохранились заметки О-сэнсэя, в которых он рассказывал, что в первые годы поселенцы, в основном, расчищали лес. Они не знали метода культивации картофеля, поэтому пытались выращивать зерно, но урожаи 1913 и 1914 годов были крайне скудны. Людям приходилось закупать рис и муку на деньги, полученные от заготовки леса, собирать всевозможные дикие растения, ягоды, орехи — все, что удавалось найти в горах. Кроме того, поселенцы ловили форель и гольца. В те времена о-сэнсэя постоянно видели в округе, он повсюду разъезжал на лошади с фамильным железным веером (тессен) в руке, стараясь помочь всем, кому мог. (Веер этот теперь выставлен в местном историческом музее). Говорят, что о-сэнсэй легко управлялся с 4-килограммовым топором масакари (или аналогично тяжелым инструментом) и повалил более 500 деревьев за год.

 

Этот период жизни Морихэя Уэсибы известен также благодаря многочисленным легендам о его храбрости и дерзости. Например, в одной из них рассказывается, как он втянул в гору лошадь и повозку, после того, как лошадь потеряла подкову на обледеневшей дороге и упала вместе с повозкой в ущелье. Согласно другой истории однажды на дороге в Энгару его застал снежный буран, и он был вынужден спрятаться в маленькой заброшенной хижине. Ночью там же искал убежища голодный медведь-шатун. Якобы о-сэнсэй спокойно приветствовал зверя и накормил его остатками своего ужина, после чего они подружились. Многие рассказы посвящены тому, как он ловил грабителей и воров. Также говорят, что как-то один юноша сбежал из трудового лагеря (в Японии в то время применялся принудительный труд) и попросил помощи о-сэнсэя. Тот явился к владельцам лагеря и договорился об освобождении беглеца из кабалы. Тогда и другие беглые стали стекаться в Ширатаки за его покровительством, а Морихэй Уэсиба выплачивал их долги либо договаривался об их освобождении. Тогда он и получил в народе неофициальный титул короля Ширатаки.

 

СусанооПомимо героических подвигов, о-сэнсэй успевал заниматься вполне прозаическими, но крайне важными для общины делами. Он организовал посев мяты, повысил уровень деревообработки, пригласив специалистов из других регионов, завез коров и лошадей, создал систему распределения пищи и основал рынок. Он создал в районе первую школу, следил за санитарией и здоровьем и стал первым директором Ассоциации здравоохранения Ширатаки. В какой-то момент в деревне случился страшный пожар, но под руководством Уэсибы ее отстроили заново, лучше прежнего. Морихэй Уэсиба добился того, что в поселок, в конечном счете, была проведена железная дорога. Он также расширил святилище местного ками, установив раку своему небесному покровителю, японскому божеству Сусаноо.

 

В конечном итоге, за 8 лет под руководством Уэсибы бывший палаточный лагерь поселенцев превратился в преуспевающий поселок.

 

Ученик Такэда Сокаку

 

В 1915 году, проездом в Энгару, Морихэй Уэстба встретил в гостинице знаменитого учителя дзю-дзюцу (джиу-джитсу) Такэда Сокаку (Takeda Sokaku, 1859 – 1943 гг.)

Мастерами боевых искусств были и дед, и отец Сокаку, семейные «секретные техники» передавались в додзе его клана из поколения в поколение, как это было принято до периода Мейдзи. Ко времени описываемых событий, впрочем, к обучению допускались и посторонние. У Такэды, несмотря на постоянные разъезды, было более 30 тысяч учеников, среди них дворяне, члены правительства, бывшие даймё и высокопоставленные чиновники, и даже специально направленные в Японию Теодором Рузвельтом американские полицейские.

 

Такэда преподавал стиль Дайто-рю айки-дзю-дзюцу, созданный им на базе айки-дзюцу, корни которого уходят к началу второго тысячелетия нашей эра. Это была комплексная боевая система, включавшая броски, приемы на удержание, технику захватов, технику выхватывания меча с одновременным нанесением удара, искусство владения копьем, мечом, шестом, дзё, алебардой (нагинатой) и некоторыми другими видами оружия. Особое значение уделялось концентрации физической и духовной сил.

 

ТакэдаМорихэй Уэсиба немедленно узнал Такэда по рассказам знакомых и попросил его стать его учителем. Такэда согласился, сказав «Я вижу, что в вас что-то есть. Останьтесь здесь ненадолго и я вас обучу». Уэсиба провел в городе месяц, оставив, к недоумению своих близких, те дела, за которыми ехал. Конечно, долго так продолжаться не могло, поэтому они расстались, пообещав друг другу встретиться снова. Позже Сокаку Такэда приехал в Ширатаки. Стиль жизни и манера преподавания Такэды во многом напоминали о старинных традициях. Вполне в его характере было во время путешествий задирать и вызывать на бой малознакомых людей. От его первых учеников требовалось полностью обеспечивать жизнь учителя. Во время пребывания Такэда в Ширатаки, Морихэй Уэсиба каждый день поднимался в три утра, чтобы набрать воды для ванны учителя, растопить очаг и прогреть комнату, приготовить завтрак. Самураи с детства были приучены бояться отравления, так что Такэда, чья молодость пришлась на тревожные годы периода Эдо, привык доверять приготовление пищи лишь самым близким людям. После завтрака Уэсиба два часа проводил в индивидуальной тренировке с Такэдой, а затем приходили остальные ученики.

 

В конечном итоге О-сэнсей посвятил тренировкам у Такэды пять лет и получил сертификат о достижении степени Кёдзю Дайри в Дайто-рю, обладатель которого должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.

 

1917 г. Рождение первого сына, Такемори

1919 г. - Узнав о болезни отца, Морихэй Уэсиба покинул Хоккайдо, оставив свое имущество и землю Сокаку Такэда.

 

Под знаком Омото-кё

В январе 1920 года Йороки, отец о-сэнсэя, умер. Незадолго до его смерти Морихэй Уэсиба заезжал в город Аябэ (префектура Киото), чтобы попросить у преподобного Онисабуро Дэгути (Onisaburo Deguchi, 1871 — 1948 гг.), сооснователя религиозной секты омото-кё, помолиться о выздоровлении отца. После смерти Йороку он переселился в общину омото-кё и стал решительным последователем Дэгути.

Религия омото-кё (с яп. «учение великого начала») возникла в начале XIX в. Ее создатели: Нао Дэгути, которая записала явившееся ей откровение, и священник синто, Киссабуро Уэда, получивший весть от Бога, что ему необходимо найти эту женщину и провести в жизнь ее учение. Женившись на дочери Нао, он взял имя Онисабуро Дэгути. Согласно данной религии существует три высших божества, ряд богов рангом ниже, а священники, в зависимости от пола, проводят в мир мужскую и женскую энергию богов. Основной формой медитации в омото-кё является тинкон — особое сплетение пальцев. Религия эта, в целом, миролюбива, и в 30-40-е гг. подвергалась в Японии жестоким преследованиям, как в силу политики милитаризма, так и в результате недоразумений с имуществом верующих.

Омото-кё существует по сей день, пропагандирует распространение эсперанто и призывает к объединению мировых религий.

Один из важных принципов омото-кё — приближение к Богу через искусство, например, через достижения в каллиграфии, гончарном деле, а также — в боевых искусствах. Так что Дэгути искренне поддерживал Морихэя Уэсибу в данной сфере. На территории общины для его тренировок было построено додзе. В это время зародилась начальная форма Айкидо. В 1922 году додзе посетил учитель Уэсибы, Сокаку Такэда. Полгода он проводил в нем свои занятия и перед отъездом выдал О-сэнсею инструкторский сертификат. Тогда Морихэй Уэсиба впервые назвал свой стиль «Айки-будо».

К сожалению, для семьи Морихэя Уэсибы начало 20-х годов ознаменовались не только переездом, сменой религиозных убеждений и успешным основанием додзе, но и чередой трагедий. В апреле родился второй сын Уэсибы, Кунихару. В августе умер его старший брат, а в сентябре скончался и Кунихару. В 1922 году умерла мать о-сэнсэя, Юки.

Внезапно, в 1924 году, Онисабуро Дэгути решил отправиться в путешествие. Он замыслил ни больше, ни меньше, как создать утопическое религиозное государство, объединив Монголию, Тибет, Индию и Китай, распространить свое учение в России и Сибири, и, наконец, явиться в Иерусалим в качестве нового мессии. Каким бы нереальным не казался этот план, Морихэй Уэсиба не мог оставить своего учителя, он последовал за ним и на протяжении всей экспедиции постоянно находился рядом. Дэгути в этот момент всерьез считал себя инкарнацией будды и не обращал внимания на критику. Впрочем, по описаниям современников, он не выглядел лицемером, и был человеком доброжелательным, искренне увлеченным, пусть и несколько ребячливым.

Группа Онисабуро отправилась в Монголию, и благодаря смутной международной обстановке, им даже удалось найти сторонников среди ряда местных военных и религиозных лидеров. Этот период из жизни Дэгути и Уэсибы также полон легенд и противоречивых фактов. Рассказывают, например, что Дэгути исцелял людей и проповедовал, а о-сэнсей обрел дар уворачиваться от пуль и способность предвидеть будущее.

Как бы то ни было, закончилась экспедиция печально. Отряд арестовали, приняв за  японских шпионов, и приговорили к смерти. 137 человек были расстреляны, спаслось лишь шестеро. Причем, спасение Дэгути, Морихэя Уэсибы и их спутников действительно можно назвать чудесным. Оставшиеся арестанты уже стояли перед стеной, Дэгути сочинял для каждого прощальные стихи, и тут из-за неисправности оружия казнь была отложена. За это время японские власти успели вмешаться в происходящее и добиться возвращения путешественников на Родину.

Неудача экспедиции не повлияла на отношения Уэсибы и Дэгути, и они продолжали по возможности помогать друг другу. Додзе о-сэнсея становилось все более популярным. В 1925 году, например, он был приглашен провести специальную демонстрацию своей техники высокопоставленных чиновникам и офицерам в императорском дворце Токио.

 

Интересные ссылки:

www.aikis.or.jp/~kumagusu/kai/intro.htm - архив Минакаты Кумагусу, на английском и японском языках

 

engaru.jp/geo/englishtop.html — природный парк-заповедник в Ширатаки, английский язык

 

www.aikidojournal.com/article?articleID=323 – статья “Основатель Айкидо (11): Король Ширатаки. Автор – Киссомару Уэсиба. Aiki News № 40, 09.1981, на английском языке

 

www2.ocn.ne.jp/~aiki0325/map.html — отчет о Ширатаки с фотографиями (в том числе фамильного тессена о-сэнсэя), тест на английском и японском. Автор — Масаси Кубота

 

www.bibliotekar.ru/100bogov/62.htm — легенда о боге Сусаноо, на русском языке

 

www.oomoto.jp/ruVojsigno/ - книга Онисабуру Дэгути «Версты Божественного пути» на на официальном сайте Омото-кё, на русском языке

 

www.ki-moscow.narod.ru/litra/bi/uesiba/uesiba_1.htm - «Морихеи Уесиба. Непобедимый воин: Иллюстрированная биография основателя Айкидо», автор — Джон Стивенс, перевод  на русский язык Вишнякова Андрея