Краткая биография Морихэя Уэсибы, основателя Айкидо — 3 часть
1927 — 1942 гг.

Короткий предвоенный период сыграл важнейшую роль в дальнейшей истории Айкидо. В это время Морихэй Уэсиба обучал высший свет Токио, был создан Кобукан, где прошли свою подготовку знаменитые ученики О-сэнсэя и основатели будущих ответвлений Айкидо, наконец, возникло само название боевого искусства.

 

Прибытие в Токио

 

С середины 20-х годов существенное участие в развитии Айкидо принимал адмирал Исаму Такэсита (Isamu Takeshita, 1869 – 1949 гг.) Такэсита впервые услышал об О-сэнсэе от коллеги по военной академии, изучавшем Дайто-рю АйкиДзюцу в Аябе. В 1925 году Такэсита сам побывал в Аябе и под впечатлением от школы Уэсибы порекомендовал его Ямамото Гоннохоэ (он же Гонбэй, адмирал и дважды премьер-министр Японии, 1852 – 1933 гг.) При поддержке этих двоих в 1925 году Уэсиба Морихэй провел в Токио показательное выступление для военной и политической верхушки. Тогда болезнь помешала ему остаться в городе, но в феврале 1927 года он переехал в Токио со своей семьей и поселился в двухэтажном доме в районе Сиба. Благодаря влиянию Такэситы многие военные, правительственные чиновники и прочие влиятельные граждане начали учиться у О-сэнсэя. Да и сам Такэсита, несмотря на возраст (под 60), активно тренировался, он был на хорошем счету при дворе и сам обучал Айкидо принцев и принцесс. Его дневники, в которых он детально описывал техники Морихэя Уэсибы, позже здорово пригодились исследователям.

 

В первые годы в Токио Морихэю Уэсибе пришлось несколько раз переезжать и переносить места тренировок, потому что из-за наплыва желающих места постоянно не хватало. Постепенно учеников стало так много, а тренировки так интенсивны, что собственник очередной временной резиденции начал жаловаться, будто скоро уже и балки его дома научатся давать сдачи.

 

Эра Кобукана

 

В 1931 году школа Уэсибы получила достаточную финансовую поддержку, чтобы можно было построить постоянное додзе в районе Усигомэ (сегодня Вакамацу-чё, Синдзюку) под названием Кобукан. Тогда будущее Хомбу додзе было одноэтажным, деревянным зданием, где, однако, удалось разметить 80 матов. Кобукан стал базой О-сэнсэя, здесь же жили и обучались многочисленные учи-деси («внутренние ученики»). Так называются обучающиеся, которые одновременно работают помощниками сэнсэя, следят за порядком и чистотой в додзе и часто живут в доме учителя или при тренировочном зале.

 

Айкидо было открытием. Им интересовались полицейские и военные, им активно занимались флотские — причем моряки приходили в додзе из религиозных побуждений, среди них в силу их профессии было много верующих и суеверных людей. В Кобукан, проверить силу новой звезды, приходили (и часто оставались) представители других боевых искусств. Так, например, попали в Айкидо Минору Мотизуки и Гозо Сиода. В это время среди учащихся можно было встретить таких известных людей как, например, адмирал Эйсукэ Ямамото (Yamamoto Eisuke, президент Японской военно-морской академии, фактически основатель военно-морской авиации в Японии, 1876-1962 гг.), адмирал Санкичи Такахаси (Sankichi Takahashi, 1882 – 1966 гг.), адмирал и будущий командующий 2-м флотом Нобутакэ Кондо (Nobutake Kondo, 1886 – 1953 гг.) и т.д. Помимо военных и приверженцев различных школ боевых искусств, додзе посещали также актеры и танцоры. Среди них, например, техникой Айкидо интересовался наследник одной из самых известных династий театра кабуки, Оноэ Кикугоро VI (Kikugorō Onoe VI, основатель одной из первых профессиональных театральных школ в Японии, 1885-1949 гг.) Внимание представителей таких творческих профессий к боевым искусствам не должно удивлять, так как обучение искусству кабуки предполагает в том числе разучивание ряда физически сложных ката.

 

Занимались Айкидо и женщины, правда, всего две: мисс Казуко Секигучи (Kazuko Sekiguchi) и Такако Кунигоси (Takako Kunigoshi). По воспоминаниям учеников, О-сэнсэй никогда не делал различий между ними и учениками-мужчинами. Кунигоси после занятий обычно оставалась, чтобы сделать наброски различных техник, и ее рисунки использовались в качестве иллюстраций в первом справочнике по Айкидо, 1933 года, тогда еще под названием “Тренировки по будо” (Budo Renshu).

 

Время учеников

 

Стиль занятий и атмосфера додзе в 30-е годы существенно отличалась от современной. Чтобы попасть в Кобукан обычно требовалось две рекомендации. Новички не приступали к тренировкам с первого дня. Сначала они выполняли массу хозяйственных работ, помогали старшим ученикам.

 

Занятия для внешних учеников начинались в 6.30 утра, а для уче-деси — и того раньше, ведь им нужно было встать и подготовить додзе. В додзе обычно жило 8-15 таких учеников, и еще 30-40 приходило. Люди это были физически крепкие, многие из них мастера кендо или дзюдо, за 80 килограмм весом. Они тренировались так ожесточенно, что соседи называли старый зал «Адским додзе в Усигомэ».

 

Разминок не было, хотя, конечно, в ожидании сэнсэя ученики могли разогреваться самостоятельно. Как только заходил учитель, начиналась практика. Сэнсэй любил начинать и заканчивать тренировку упражнением кокю-ундо. Затем чаще всего использовалась техника икке в сувари-вадза. Занятие шло полтора часа. Травмы были редки, а легче всего было их заработать из-за несерьезного отношения к сэнсэю. Впрочем, судя по рассказам учеников, руки у них так уставали и болели, что они едва могли удерживать палочки для еды.

 

О-сэнсэй много путешествовал, успевая посещать разные додзе и школы. Возможность сопровождать сэнсэя была предметом зависти младших учеников. Морихэй Уэсиба напряженно работал над собственными техниками. Часто в додзе он мог показать что-то, чему нельзя было подобрать объяснения. Он никогда не говорил: «А тут нужно повернуться на 45 градусов», в объяснениях О-сэнсэй обычно уходил в сферу духовного. Так что ученикам приходилось собираться после тренировок и пытаться разобраться, что же им такое поведали. К тому же его техники изменялись со временем, и он мог сказать: «Смотрите! Я придумал что-то новое». Его стиль преподавания был традиционным: учитель показывает, ученики стараются понять и классифицировать.

 

О-сэнсэй мог отказаться демонстрировать свое искусство, если ему не нравились манеры зрителей. Тех, кто являлся в додзе в неформальной одежде, наблюдал за тренировками стоя или скрестив руки на груди, тут же выпроваживали. Рассказывают также, что основателю нравились иллюстрированные истории о героях, и по вечерам кто-нибудь из учи-деси мог делать ему массаж, пока другие зачитывали вслух журналы. О-сэнсэй улыбался и отмечал: «А вот теперь он использовал такую-то технику». Конечно, он также читал много духовной литературы. В додзе находился алтарь, посвященный ками боевых искусств. Морихэй Уэсиба глубоко почитал богов, и все, приходящие в додзе, молились перед алтарем.

 

Довоенный период Айкидо известен множеством легенд о том, как Морихэй Уэсиба и его ученики побеждали в различных соревнованиях и проверках их искусства. Кто-то мог перенести гигантский камень, кто-то — продержать на вытянутой руке шестерых человек, другой спокойно поднося чашку чая ко рту. Или, например, известна такая история. Как-то на О-сэнсея прямо на улице напала группа людей с деревянным оружием. Конечно же, он, легко уходя от их атак, сумел вымотать нападающих так, что они в итоге, убежали от него сами. Позже, на занятиях в полицейской школе, ученики признались Морихэю Уэсибе, что так они пытались проверить нового мастера.

 

Разрыв с Омото-кё

 

До середины 30-х годов друзья из Омото-кё активно помогали развивающейся школе Уэсибы. В 1932 году по инициативе преподобного Онисабуро Дэгути была основана организация Будо Сэнёкай (Budo Senyokai, Ассоциация распространения будо). Целью организации стала пропаганда боевого искусства О-сэнсэя на национальном уровне с помощью разветвленной сети религии. В Танабэ построили огромный зал, где О-сэнсэй также мог преподавать. К сожалению, в 1935 году произошел так называемый Второй инцидент Омото-кё, приведший к очередной волне гонений на приверженцев этой религии. Сам Уэсиба едва избежал ареста. С этого момента ему было необходимо дистанцировать свою деятельность от секты, в том числе, чтобы сохранить место инструктора в различных официальных военных учреждениях.

 

В предвоенные годы

 

В 1937 году Япония вступила в войну с Китаем, и условия военного времени сократили число желающих заниматься в Кобукане. Один за другим старшие учи-деси и новые ученики уходили в армию. Однако О-сэнсэй продолжал работу, и в 1938 году вышел второй технический справочник по Айкидо с его фотографиями. В 1939 году Морихэя Уэсибу пригласили вести занятия в Манчжурии, где он принял участие в демонстрации боевых искусств, устроенной в честь 2600-летия Японии.

 

В 1940 году адмирал Такэсита добился для Кобукана официального статуса, основав организацию Кобукай и став ее первым президентом. Кроме того, в 1941 году он использовал свое влияние для того, чтобы организовать показ техник Морихэя Уэсибы в Императорском дворце перед лицом самого императора и его семьи. Несмотря на приступ желтухи, О-сэнсэй провел демонстрацию на высоком уровне. Рассказывают, что один из его партнеров, Цутому Юкава (Tsutomu Yukawa, 1911-1942 гг.), один из любимых учеников О-сэнсэя, зная о болезни учителя, решил атаковать его в полсилы, и в итоге получил вывих плеча.

 

Новое имя и прекращение деятельности

 

В 1942 при поддержке правительства была проведена реорганизация и систематизация японских боевых искусств. Именно тогда школа Морихэя Уэсибы получила официальное название Айкидо. До этого использовались термины Айкидзюцу или Уэсиба-Рю Айкидзюцу и другие. Однако в этом же году, сославшись на болезнь, Морихэй Уэсиба покинул Токио, оставил все государственные должности и переехал с семьей на ферму в Ивама. Предполагается, что причинами такого поступка были либо гонения на Омото-кё, либо неприятие О-сэнсэем войны. По окончании второй мировой Айкидо, как и прочие боевые искусства в Японии, находилось под временным запретом. Лишь в 1948 году, когда страна начала восстанавливаться, О-сэнсэй и его последователи воссоединились и основали организацию Айкикай.

 

В предвоенный период учениками О-сэнсэя стали следующие, известные сегодня мастера боевых искусств:

- Киссомару Уэсиба (Ueshiba Kisshōmaru, 1921 — 1999 гг.), третий сын Морихэя Уэсибы. В 1947 году он стал генеральным директором Хомбу додзе. После смерти отца он был вторым досю (главным учителем, хранителем традиций) Айкидо. Он же стал первым президентом Международной федерации Айкидо (IAF).
- Коити Тохэй (Koichi Tohei, родился в 1920 гг.), 10 дан Айкидо, основатель общества Ки и собственного стиля Айкидо под названием Син-син-тоицу айкидо (также известного как Ки-Айкидо). Изучить переводы его работ на русский язык можно, например, на сайте http://ki-moscow.narod.ru/litra/ki.htm
- Кисабуро Осава (Kisaburo Osawa, 1911 — 1991 гг), 9 дан Айкидо. Многие годы преподавал в Айкикай Хомбу додзе и был советником Киссомару Уэсибы. В 50-70-е гг. Кисабуро стал одним из самых влиятельных людей в Айкидо, вплоть до 1986 года он оставался директором Хомбу додзе, пока его не сменил внук Морихэя Уэсибы, Моритэру Уэсиба.
- Нориаки Инуэ (Noriaki Inoue, 1902 – 1994 гг.), племянник О-сэнсэя. Позже он основал боевое искусство под названием Син-эй Тайдо, схожее во многом с ранней формой Айкидо.
- Кэндзи Томики (Kenji Tomiki, 1900-1979 гг.), 8 дан дзюдо. Будущий основатель Томики айкидо. До конца 50-х гг он преподавал в Хомбу додзе, а затем разработал собственную соревновательную систему. В 1974 г. он основал и собственную Японскую ассоциацию Айкидо, пропагандирующую Айкидо как один из видов спорта.
- Минору Мотизуки (Minoru Mochizuki, 1907-2003 гг.), 10 дан айкидо, 7 дан дзюдо, 4 дан карате, обладатель множество других достижений в боевых искусствах. Мотизуки свел полученные им знания в собственной школе Ёсэйкай. Мотизуки был первым, кто начал преподавать Айкидо на Западе во время своего пребывания во Франции в 50-х годах.
- Гозо Сиода (Gozo Shioda, 1915-1994 гг.), 3 дан дзюдо, 10 дан айкидо, звание Мэйдзин (Великого мастера). Основатель Ёсинкан Айкидо. Разработанные им техники активно применялись японской полицией. В 1955 при поддержке предпринимателей он возглавил в Токио додзе Ёсинкан Айкидо. В 1990 г. Сиода, с целью распространения своего стиля, основал Международную федерацию Ёсинкан Айкидо. Он является автором множества видео-пособий и книг по Айкидо, с которыми можно познакомиться, например, на сайте http://yoshinkan-aikido.info.
- Ёшио Сугино (Yoshio Sugino, 1904-1998 гг.), 10 дан IMAF. После войны и снятия запрета на боевые искусства он преподавал Катори Синто-рю. Именно он был консультантом режиссера Акиры Куросавы при постановке боев в его знаменитых самурайских фильмах 50-х гг., включая «Семь самураев» и «Йохимбо». В 80-е и 90-е Сугино часто путешествовал по Европе, его додзе, под руководством его сына, до сих пор действует как филиал Хомбу додзе Айкикай.

 

Источник: «Пионеры Айкидо. Довоенная эра», С. Пранин