Краткая биография Морихэя Уэсибы, основателя Айкидо — 4 часть
1942 — 1969 гг.

1942 г. Министерство образования Японии официально регистрирует слово «Айкидо».

 

Годы Великой мировой

 

Военная и политическая обстановка, внезапная тяжелая болезнь, все это вместе привело к переезду О-сэнсэя в 1942 году из светского Токио в деревню Ивама префектуры Ибараки в 100 км от столицы. Сегодня Ивама – часть города Касама.

 

Хомбу-додзе в это время было закрыто. За зданием, насколько это было возможно, присматривал сын О-сэнсэя, Киссомару. Рассказывают, что он несколько раз спасал додзё от пожара во время бомбежек.

 

Постепенно поправляясь, Уэсиба вернулся к тренировкам, а также занимался огородничеством и медитацией. В военный период у него учились, в основном, простые сельские жители и немногочисленные приверженцы религии Омото-кё, которые, после правительственных гонений, держались очень тихо.

 

У О-сэнсэя появилось время отточить свои техники. Его стиль изменялся. Он всерьез заинтересовался работой с дзе и мечом, начал систематизировать свои техники. Теперь на тренировках он все чаще начинал с базовых элементов и продвигался ко все более сложным вариантам. Он подчеркивал важность каждого элемента техники. В этот период он стал использовать термин «такемусу айки». Эта концепция, согласно которой, при высоком уровне владения айкидо появляется возможность идеально спонтанно проводить техники, полностью соответствующие характеру атаки.

 

Додзё в Иваме

 

В Иваме при Уэсибе было построено додзё и храм Айки. Изначально додзё было небольшим, в нем не было даже матов, и ученики занимались на голом деревянном полу, позже додзе выложили 24 татами.

 

После смерти О-сэнсэя додзё в Иваме заведовал Морихиро Сайто. А после его смерти додзё переименовали в Ибараки Сибу додзё. Сегодня главный инструктор в додзё - Хироси Исояма, 8 дан. Он начал тренироваться здесь же в возрасте 12 лет, в 1949 году. В додзё Ибараки работают около 10 инструкторов, и обычно каждый день проходит одна тренировка для постоянных посетителей додзё. А ути-дэси тренируются три раза в день и поддерживают порядок в додзё и в часовне. В наши дни площадь зала расширилась до 60 татами. Здесь же неподалеку находится додзё Хирохито Сайто - Танренкан. Из-за натянутых отношений между Хирохито и организацией Айкикай нельзя тренироваться в обоих додзё одновременно.

 

В 2011 году додзё существенно пострадало от землетрясения. Провалился потолок, обвалились стены, но, к счастью, никого не задело.

 

Храм Айки

 

Хонден – главное внутреннее святилище храма Айки было построено в 40х годах, а в 1962 к нему был добавлен хайден – внешний зал для синтоистских молитв и жертвоприношений. Морихэй Уэсиба ежедневно заходил в храм для короткой молитвы, и обычно раз в месяц проводил более серьезную службу. Она длилась около часа, к церемонии храм украшали приношениями фруктов, овощей и рыбы.

 

В 2001-2002 году семья Сайто, с одобрения Моритеру Уэсибы, провела ремонт храмовых помещений. Во время ремонта был установлен камень, на котором выгравированы слова «Храм Айки». Дизайн надписи принадлежит Сайсеки Абе, мастеру каллиграфии и Айкидо, который учил каллиграфии самого О-Сэнсэя. Традиционные службы в храме не прекратились. 14-е числа каждого месяца их проводит семья Сайто.

 

Помимо ежемесячных служб, 29го апреля священники Омото-кё проводят в храме Айки особую церемонию в помять об О-сэнсэе. Сотни айкидок приезжают на это мероприятие. Сначала под старинную музыку проходит служба в храме. Затем устраивается ритуальная демонстрация Айкидо и, наконец, всех приглашают на ланч на территории додзё.

 

После войны

 

Преподавание боевых искусств после войны было запрещено союзниками, но в сельской местности этому запрету следовали не так строго. Постепенно ученики Уэсибы, уходившие на фронт, возвращались в додзё. В этот период в Иваме тренировались, например: Гозо Сиода, Коити Тохэй, Минору Мотидзуки, Тадаси Абэ. Кроме того, в Иваме практиковал сын Уэсибы, Киссомару. Былая слава восстанавливалась медленно. Многим ученикам нужно было одновременно тяжело работать, и они не могли посвящать все свое время тренировкам. В это время додзё в Иваме было центром деятельности Уэсибы.

 

1946 г. Киссомару Уэсиба - получил диплом экономиста в университете Васеда.

1948 г. Основание некоммерческого Фонда Айкикай (Zaidan Hojin Aikikai). В 50-е годы Уэсиба стал чаще приезжать в Токио, он также путешествовал и преподавал Айкидо в других японских городах. В свою очередь, в клубах Айкидо японских университетов возникла традиция проводить гассуку (коллективные тренировки) в Иваме.

1951 г. Минору Мотидзуки отправляется во Францию, обучать дзюдо и Айкидо.

1954 г. Демонстрация Айкидо в Токио, которую посетило 15 тысяч человек.

1955 г. Публичная демонстрация Айкидо на крыше токийского универмага Такасимая. Возвращение штаб-квартиры в Токио, руководство передается Киссомару.

1958 г. Съемки американского документального фильма «Свидание с приключением» (Rendez-vous with Adventure). Герои фильма – два американских журналиста – приезжают в Токио для репортажа об открытии Токийской телебашни и заодно посещают Хомбу-додзё, чтобы узнать, что такое Айкидо и правда ли оно «работает».

1960 г. Медаль почета с пурпурной лентой от японского правительства.

1961 г. Съемки японского документального фильма Японской национальной телесети. На английском языке фильм вышел под названием Founder of Aikido, он рассказывает о жизни О-сэнсэя и тренировках в Иваме и в Токио.

1961 г. Путешествие на Гавайи, где О-сэнсэй открыл додзё в Гонолулу и сорок дней проводил тренировки.

1964 г. Вручение ордена восходящего солнца 4 степени как основателю Айкидо.
Хироси Тада отправляется в Италию, в качестве представителя Хомб-додзё Айкикай, Нобиёси Тамура отправляется во Францию, Йосимицу Ямада отправляется в Нью-Йорк, США.

1965 г. Кацуаки Асай отправляется в Германию, Сэйити Сугано отправляется в Австралию.

1966 г. Кацуо Сиба отправляется в Лондон, Англия, Тосикацу Итимура отправляется в Швецию.

1967 г. Ясунари Китаура отправляется в Испанию.

1968 г. На месте старого одноэтажного здание Хомбу-додзе возводится современное, большое додзё в пять этажей.

 

Последние годы

 

Последние годы своей жизни О-сэнсэй провел в Иваме. Район был зеленый, весной всюду цели каштаны, персиковые деревья и порой прямо посреди улицы из земли прорывался упрямый стебель бамбука. Примерно известен режим дня, которого О-сэнсэй придерживался в 1968 году, в 86 лет.

 

Уэсиба поднимался в 6 утра, а это значило, что ути-дэси должны были вставать еще раньше. Утро он начинал с ванной. Условия были крайне примитивные, ванна представляла собой металлический чан, прямо под которым разводили огонь. Разумеется, находиться в такой посудине было невозможно, так что в нее залезали обутыми в гэта или вставая на специальную деревянную подставку. Такие ванны в Японии назывались гоэмонбуро, в честь известного грабителя Гоэмона Исикавы, которого сварили заживо за его преступления.

 

После водных процедур был простой завтрак. О-сэнсэй всегда ел со своей женой, Хатсу. До старости лет у них сохранились хорошие отношения, и за едой они шутливо подсовывали друг другу кусочки еды: «Ты это ешь», «Нет, ты сам это ешь». Пища была простой, традиционной, О-сэнсэй только изредка пробовал что-либо новомодное, типа риса карри.

 

Также каждое утро О-сэнсей одевался в официальное кимоно и хакама, собирал самбо и шел в храм. Самбо – это поднос, который используется в синтоистских обрядах. На него ставятся две миски: с рисом и солью и чашечка ритуального саке – омики. В своей ежедневной молитве он обычно обращался к 42 наиболее популярным богам синтоизма и буддизма. Сегодня эту группу богов называют «Айки но Оками» или «Большие боги Айкидо». Кроме того, раз в месяц он проводил еще одну церемонию – самостоятельно толок в ступе рис, делал из него лепешки и подносил богам.

 

До самой смерти Морихэй Уэсиба присматривал за огородом, где росли редька, лук, чеснок, турнепс. Он также вел тренировки, обычно вечерние занятия, начинавшиеся в 7 часов. О-сэнсэй предпочитал техники сувари вадза – шомен учи иккё и ай-ханми кататетори ириминаге омоте.

 

Ужинал в 5 вечера. К 9 он обычно уже ложился спать. Бывало довольно холодно, и по старинной традиции в постели сначала лежала служанка, чтобы ее согреть. Иногда по вечерам ученики делали сэнсэю массаж ног или читали священные тексты Омото-кё.

 

Раз в неделю О-сэнсэй в сопровождении учеников заезжал в Хомбу-додзё. И если в Иваме он был пожилым человеком, позволявшим себе подремать на солнце или сажать с женой арахис, то в Токио он принимал роль генерального директора и президента компании. Сопровождение учителя было непростой задачей. В последние пять лет жизни Сэнсэй иногда разражался вспышками ярости, видимо, бывшими предвестниками его болезни. В такие моменты все его боялись, и шиханы выясняли у помощников заранее в каком настроение Уэсиба, чтобы, в случае опасности, исчезнуть с горизонта.

 

В 1969 году О-Сэнсэй заболел раком печени. Он провел некоторое время в госпитале университета Кейо, затем вернулся домой и 26 апреля умер. Двумя месяцами позже умерла его жена. Посмертно он получил буддистское имя Айки-ин Сэйбу Эню Дайдоси, а японское правительство объявило его священным национальным достоянием Японии. Прах О-сэнсэя был похоронен в Танабе в семейном храме, а волосы сохранились в Иваме, Хомбу-додзё, додзё Кумано и Аябэ.

 

Источники: http://blog.aikidojournal.com/, http://www.nippon-kan.org/.